Что получит и не получит белорусский бизнес от директивы №4?
5-01-2011, 17:22. Разместил: Dear

Проект директивы был назван «О дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь». Под заумным названием - многообещающая суть.
Что любопытно, слово «либерализация» в окончательном варианте названия не фигурирует вообще. Теперь директива №4 – «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности». Главный принцип также претерпел изменения. Теперь он звучит как «конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо».
«В целом отражает нормы, подготовленные в сентябре», - так охарактеризовал документ Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин.
«Теперь правительство и другие госорганы должны определить сроки выполнения отдельных поручений. Вначале в разных вариантах набрасывались идеи, что нужно сделать для развязывания рук предпринимательству. Шла борьба по каждому тезису. Каждая строчка в директиве - это два-три, а иногда и пятнадцать изменений в законы, указы, постановления. А директива - это политический вектор», - рассказал Карягин.
«Самое основное наступает сейчас, - считает Владимир Карягин. - Теперь все надо расписать десятками нормативных актов. Уже создан координационный совет по сбору предложений». При этом Карягин пояснил, что большинство чиновников не имеют представления, как реализовывать эту директиву. «Они управленцы, но не готовы быть экспертами. А экспертами должны быть сами предприниматели», - сказал глава МССПиР.
«Очень хорошо, - подчеркнул Карягин, - что директива продемонстрировала возможность нормального публичного обсуждения важных документов». При этом он призвал предпринимателей «не сидеть, как кулики в болоте, высунув голову и наблюдая за процессом», а вносить свои предложения. Проект необходимо подготовить в течение месяца. Потом его ждет непростой процесс согласования.
Что бизнес уже получил вместе с директивой №4?
- несколько норм прямого действия. «К примеру, надо было срочно приостановить действие статьи 23.17 Кодекса об административных правонарушениях (привлечения к административной ответственности за нарушение порядка составления и оформления товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов. - TUT.BY). По ней - тысячи разоренных и оштрафованных предпринимателей! И это за ошибку в накладной…», - рассказывает Карягин;
- в директиве отражены аспекты, которые касаются свободного ценообразования и антимонопольной политики;
- госрегулирование цен сохранится только для продукции монополистов и на социально значимые товары;
- добросовестные предприниматели будут застрахованы от конфискации имущества;
- предполагается урегулировать и арендные отношения;
- изменение структуры органов государственного управления. «Раньше Министерство промышленности видело свои 360 предприятий, но не другие 9000, пытающиеся заниматься производством. Стоят и не передаются в собственность сотни неиспользуемых цехов! Вряд ли частное предприятие будет проводить модернизацию, закупая современное оборудование в арендованное помещение, ведь может и аренда подорожать и т.д. В директиве этот момент отмечен отдельным пунктом. Большинство предпринимателей у нас - вечные арендаторы, и если государство не изменит своей политики, это будет продолжаться вплоть до гибели предприятий», - считает Карягин;
- перераспределение нагрузки по пенсионному страхованию между нанимателями и работниками и снижение размера отчислений в ФСЗН;
- введение регистрации в электронном виде. Фактически на смену заявительному принципу придет разрешительный. Сложности с ликвидацией сохранятся: она будет происходить через судебные процедуры, им будет предшествовать налоговая проверка. При этом известно, что как правило, времени на такие проверки не хватает и процесс затягивается;
Чего в директиве так и не оказалось?
- индивидуальным предпринимателям не вернули право нанимать работников не из числа близких родственников. Между тем чиновники заверяют, что проект подобного документа уже готов;
- исчезли из итоговой версии и пункты, касающиеся более крупного частного бизнеса. Не отменены ограничения на осуществление обязательных видов страхования только государственными страховыми компаниями и компаниями с участием государства более 50%. Не оговорены и планы по рассмотрению предложения о расширении участия частных банков в кредитовании госпрограмм и регулировании порядка открытия счетов госкомпаний в частных банках;
- не планируется разработка нормативно-правового акта о введении налоговой амнистии к лицам, готовым себя реабилитировать через легализацию доходов;
- лишилась конкретики и глава о финансовой поддержке малого предпринимательства. Если ранее речь шла о стимулировании развития рынка ценных бумаг для массового привлечения физических лиц и субъектов предпринимательства, а также о создании совместно с Нацбанком системы некоммерческих микрофинансовых организаций, то сегодня упоминается намерение «усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства».
сроки, к которым все приятные для бизнеса нововведения должны будут вступить в силу, также не оговорены. Если разработка и согласование директивы заняли более полугода, то ее наполнение займет в разы больше времени.
Вернуться назад