Андрей Данилко – просто гений или Петрушка
24-05-2007, 20:38. Разместил: Djoy
Что только не писали о Верке Сердючке, кто только не высказывался в адрес и персонажа и его создателя. Говорили, писали и показывали что угодно и как угодно. Но все, что говорилось и показывалось – просто эмоции.
Например, Верка Сердючка – трансвестит. Одевается в женские одежды, бюст прикрепляет и так далее. Конечно, оценки целиком зависят от уровня культуры и знания культуры оценщиков. Как бы отнесся нынешний бомонд, в том числе и политический, к исполнению Федором Шаляпиным женских романсов, а Варей Паниной мужских? Безусловно, заподозрил бы в нестандартной ориентации. Но все гораздо проще. В свое время очень популярны были фильмы с С.Образцовым, великим кукольником и кукловодом. Глядя на современных ему исполнителей песен, нет, он не осуждал, просто констатировал факты. Он говорил, что современным исполнителям нужна песня для показа самого себя. То есть, песня – лишь повод, средство, способ, демонстрации своей исключительности. В отличие от них, Федор Шаляпин и Варя Панина преследовали совсем другую цель – они стремились показать романс, песню, мелодию, образы, а сами как бы уходили на второй план. Они представляли себя не более чем посредниками, проводниками песни.
Нынешний бомонд, в том числе и политический, в массе своей очень специфичен в восприятии и понимании культуры. Конечно, нынешний популярный в среде бомонда, правда, в большей степени политического бомонда, кукольник Виктор Шендерович далеко не Сергей Образцов, отсюда и оценки. Поэтому на нет и суда нет! Однако, это эмоции, а что же говорит наука?
Время наше – время сплошных и бурных, неожиданных и ожидаемых перемен. Так нам и надо! Спасибо вечно озабоченным неясно чем, не ясно как, шестидесятникам. Это у них в 60-е годы прошлого века были модны слова «чувак», «чувиха». У них постоянно где-то и что-то чесалось. На них постоянно давил атмосферный столб, им было 33, а они еще ничего не совершили, разве что как юные пионеры помогли старушке дорогу перейти. Они так считали.
Но 60-е годы так и не стали эпохой перемен. Так, эпоха пошумелок. Однако они дождались своего времени. Вместе с младшими озабоченными коллегами попросили коммунистическую партию СССР дать порулить. Удивительно, но партия согласилась передала руль и ... мы теперь живем в истинные времена перемен, и, как говорит фундаментальная наука, главным героем становится – трикстер. Именно эпоха перемен характерна тем, что на свет появляется истинный образ эпохи, суть, смысл, содержание – трикстер, он же Диоген, он же Уленшпигель, он же Полишинель, он же Петрушка ... и ряд можно продолжить.
Что стоит за этим названием? В наше время перемен и взрывного развития информационных технологий нет ничего проще как найти объяснение уже известному. Знаменитая «Великопедия» (ru.wikipedia.org) так толкует трикстер:
l. Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, Локи) но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно какого-нибудь позитивного эффекта. Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (напр., у Эриды) или воровства. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции.
2. Во многих культурах (напр., в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях), трикстер и культурный герой часто смешиваются.
3. Зачастую фигура трикстера проявляет половую изменчивость, меняя гендерные роли и вступая в гомосексуальные отношения. Такие трикстеры появляются в мифологиях североамериканских индейцев, и тогда про них говорят, что они имеют двоедушную природу. Локи, скандинавский трикстер, также проявляет гендерную неустойчивость и однажды даже беременеет; интересно, что он делит способность менять пол с Одином, верховным богом, который также проявляет много характеристик трикстера.» (статья процитирована с некоторыми сокращениями).
Иначе говоря, взрыв популярности именно Верки Сердючки у скандинавов, датчан, «горячих» финских парней был просто на просто предопределен. И Локи и Один, глубоко спрятаны в их архетипе, их глубинная бессознательная часть ярко проявляет гендерную неустойчивость, но это совсем не означает смену сексуальной ориентации. Они всего-навсего явно увидели и смогли прикоснуться к тому, что глубоко в них запрятано, на том самом глубинном подсознательном, не искореняемым внешней культурой уровне. Поэтому и ссылки журналистов на якобы популярность именно в среде датских трансвеститов, лиц нетрадиционной ориентации были не уместны и не были восприняты широкой публикой, в том числе и странах СНГ.
Если судить по прямой трансляции российских каналов финала «Евровидения» то это слово, точнее понятие, совсем неизвестно не только политизированным гражданам, отдельным политическим лидерам, но и царящим над всеми политтехнологам. Иначе как можно объяснить бурное выступление широко известной не только в Украине, но и в СНГ прогрессивного социалиста Натальи Витренко. Мой знакомый, который принципиально смотрит только российские каналы, по его словам, громко смеялся, особенно над идеей славянского единого братства в исполнении Наталии Витренко. Этот спич, он так выразился, чуть-чуть не дотянул до уровня ожидавшегося выступления Верки Сердючки. Тем более и во внешности у них много общего. Никоим образом эти слова не следует воспринимать как попытку дать нелестную характеристику одному из политических лидеров Украины. Просто именно так и выглядело впечатление от простого, не очень политизированного обывателя, точнее избирателя.
Трудно ссылаться на фундаментальную науку. Научный труд, пусть даже популярный – не самый приятный для развлекательно чтения. Но если прорваться через строго выстроенные научные понятия, не столько термины, как понятия, то мир становится совсем другим. Часто проще, понятнее и красивее. Сейчас никого не надо убеждать в том, что Земля вращается вокруг Солнца. В свое время для этого понадобились колоссальные усилия выдающих умов, чтобы изменить явно наблюдаемую картину мира – все крутится вокруг Земли. Защищали идею Земли как центра мира очень образованные и совсем не глупые люди тех времен. Так и с трикстером. Он всегда есть потому, что он должен быть.
Как и положено фундаментальной науке, она, без эмоций, эмоционального напряжения, в конце концов определила точный набор признаков трикстера. Не каждый клоун, шут, герой может претендовать на это звание. Приведем сведенные воедино характеристики, по которым мы точно сможем определить с кем, чем, с каким явлением мы сталкиваемся. Все характерные признаки трикстера можно свести воедино, как это сделал Гаврилов Д.А. В своей статье «ТРИКСТЕР В ПЕРИОД СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: ДИОГЕН, УЛЕНШПИГЕЛЬ, НАСРЕДДИН» (lib.pagan.ru):
«На примере мифологических образов двух эддических богов были представлены следующие основные признаки архетипа Трикстер:
1. Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в реальный.
2. Трикстер – это неподконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой непредсказуем, даже для самого Трикстера. Трикстер – это провокатор и инициатор социо-культурного действия и изменения творения, которое выглядит как порча.
3. Трикстер традиционно выступает посредником между мирами и социальными группами, способствует обмену между ними культурными ценностями и переводу информации из области непознанного (Мир Иной, Навь) в область познаваемого (Белый Свет, Явь). Он делает неявное явным, вторгаясь в область неизведанного первым.
4. Трикстер – господин многих искусств, мастер на все руки, иногда спутник культурного героя или сам культурный герой, его проводник, или его тень, тот, кто проверяет претензии героя на Силу и Власть. Трикстер – добытчик знаний через нарушение социального или космогонического запрета, инициатор мифологического действия.
5. Трикстер аморален, с точки зрения существующей этической системы культурного героя. Он стоит на грани мира человеческого общества и первобытного мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения социального человека смешон, нерассудителен или бессознателен. Обладает зачастую ярко выраженными чертами соблазнителя – гиперсексуала и обжоры. Склонен к перемене пола.
6. Трикстер – оборотень, перевертыш, игрок, и для него не существует привычного понятия о жизни и смерти, потому что игра каждый раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Трикстер не всегда выходит победителем из затеянной игры, и может попасть впросак, оказаться жертвой собственной хитрости.
7. Трикстер выступает, как Старый Мудрец с одной стороны и как юнец – с другой, в зависимости от того, каков находящийся рядом с ним культурный герой, чьё чувство значимости Трикстер умаляет.»
Главный признак трикстера – совмещать не совместимое. Удивительно, но список признаков трикстера дает очень точную, очень полную характеристику очень многих известных политиков и коллективную характеристику политических движений. В первую очередь политиков – реформаторов, реформаторских движений.
Собственно поэтому и в СНГ, и в Европе Верка Сердючка обречена на успех. Вполне благополучная, сытая без потрясений жизнь в Европе тоже «приедается». А тут появляется трикстер, явление, герой, который выносит наружу то, что глубоко запрятано в глубине души каждого. Тот, кто представляет хаос нашей жизни. Ведь не может жизнь быть изначально размеренной и предопределенной. Ведь наши далекие предки так не жили.
Почему будет популярна Верка Сердючка на гастролях в Париже? Франция еще не совсем пришла в себя после бурных выборов президента. Очень напоминавших конкурс «Евровидения». Вспомним дебаты Николя Саркози и Сеголен Руаяль. Каждый из них по-своему, но нарушал сложившиеся устои в обществе. Далее если пройдемся по признакам трикстера, то, как раз и получим сухой остаток предвыборных программ что одного, что другого кандидата. Верка Сердючка – два в одном. А когда избирательные страсти поутихнут, французы увидят, как оба претендента в одном лице поют песни со сцены, да еще с акцентом польского сантехника. Обычно так воспринимается украинский акцент в Европе.
Германия. Ангелина Меркель конечно победила. Но значительная часть немцев согласилась с ее победой примерно так же, как в Украине согласились с победой всенародно избранного президента В.А. Ющенко. Германия сейчас борется за единую Европу, как и положено вместе с французской политической элитой. Но, Ангелина Меркель и Николя Саркози, впридачу с Хавьером Соланой – Верка Сердючка с мамой. Можно ли после этого относиться серьезно к их деятельности? Впрочем, в Германии Верка Сердючка была уже популярна и до своего выступления на «Евровидении».
Вполне закономерно задаться простым вопросом: «Как же так случилось, что явный фаворит Европы занял лишь второе место?» Интернет знает все. И если покопаться в Интернете, то можно найти ответ и на этот вопрос. За все время своего существования букмекерские конторы выработали механизмы своей защиты от разорения. Причем механизмы, к которым не подкопаешься ни с какой стороны. Если бы Верка Сердючка заняла первое место, то букмекеры потеряли бы как минимум 40% ожидавшейся прибыли. Второе место не менее почетно, все довольны, букмекеры в первую очередь. Теперь они будут вкладывать полученные деньги в европейские гастроли Верки Сердючки. Явно не прогадают.
В разворачивающихся избирательных компаниях в России и Украине образ Верки Сердючки востребован обывателем, или электоратом, но вызывает и вызовет резкий гнев политологов и политтехнологов. Глянешь на Верку Сердючку – и сразу увидишь Валерию Новодворскую и Бориса Немцова в одном лице, с эмоциональными фразами Владимира Вольфовича. Тут какой хочешь «Марш несогласных» вызовет гомерический смех. Правда и несогласные с несогласными тоже не в восторге от Верки Сердючки.
Главный прием проведения выборов политтехнологов на просторах СНГ – это фарс-мажор превратить в форс-мажор и тем самым «продавить» победителя. Вот тут-то Верка Сердючка и становится тем громадным препятствием, которое ни обойти, ни объехать. Любой фарс-мажор будет оставаться фарс-мажором. Конкурировать в организации фарса бесполезно. Коль так, то и все построения политтехнологов, особенно «нейролингвистические», рассыпаются в прах. Ведь Верка Сердючка остается Веркой Сердючкой, но, глядя на нее, вдруг становится явным, ясно видимым и понимаемым совмещение несовместимого в политических спектаклях, сольных выступлениях политических лидеров. Опасен обыватель, точнее избиратель, который не только смотрит и слушает, но который видит и слышит.
Удивительно, но почему-то в России очень нервно относятся к фарс-мажорным выступлениям. Вот, например, «Марш несогласных». Типичный фарс-мажор. Вот и обеспечьте безопасность зрителей, как это делают на арене цирка во время выступления хищных зверей. Пусть себе выступают. Ведь П.П.Шариков еще в прошлом веке сказал: «В наше время каждый имеет право». Зачем лишать их права выступить. Правда жизнь – это не совсем цирк. Любые фарс-мажорные выступления быстро надоедают. Врядли уже на второе-третье выступление можно будет собрать столь обширную зрительскую аудиторию.
Таким образом, перечень признаков трикстера позволяет вполне определенно классифицировать политиков по их поведению и соответственно восприятию. Это удобный инструмент для понимания происходящего вокруг политики. Удобный иструмент понимания и оценки деятельности политтехнологов. В особенности тех, кто строит свои стратегии исключительно на эмоциональном воздействии на избирателей, так называемые «нейролингвистические программисты». Тех кто фарс-мажор представляет форс-мажором. Однако, возникает вполне закономерный вопрос: «Есть ли политики, которые не попадают в эту систему квалификационных признаков?» Безусловно есть! Но они не из эпохи перемен. А так как все проходит, пройдет и эпоха перемен. Эти политики скорее политики будущего, чем настоящего.
Итак, нам повезло – мы живем в эпоху перемен и мы свидетели рождения Верки Сердючки широко известной от степей Внутренней Монголии до Британских морей. Так нам и надо!
Андрей Данилко – просто гений. Он все наше помешательство отдал Верке Сердючке. Нам остается только смеяться, незамечать, ругать ее, радоваться за нее. Она нас заставляет смотреть и видеть, слушать и слышать. Бороться с ней, тоже самое, что бороться с Петрушкой.
Вернуться назад