» Легко ли быть молодым?

Легко ли быть молодым?

Категория: ---
Справка:
Его история удивительна и поучительна. Сельский парень из деревни Веремейки, что в Могилевской области, стал не только лидером национальной сборной, но и незаурядным явлением в мировом биатлоне.

Олег Рыженков, это о нем речь, трижды поднимался на пьедесталы чемпионатов планеты, еще семь раз — в командных соревнованиях, причем трижды — на высшую ступень. Он привел белорусскую четверку к самой яркой победе — в эстафете на чемпионате мира в Финляндии. Тогда он бежал на последнем этапе и в очном споре с великим норвежцем Оле Эйнаром Бьерндаленом одержал верх, подавив его и мощью, и духом.

Нынешнее, более обласканное вниманием поколение с трудом преодолевает и половину пути, пройденного мастером, застревает на подступах в главную команду страны. А если и пробивается сквозь плотные ряды «сборников», то остается там на вторых, а то и на третьих ролях. Отчего такое происходит, кто или что встает на дороге молодых и вроде небесталанных и не дает им себя проявить? Обо всем этом, и не только, шел разговор с нынешним наставником молодежной сборной Олегом РЫЖЕНКОВЫМ.

— Что мешает теперешнему биатлонному поколению, у которого возможностей, правда и соблазнов, поболее, повторить путь Рыженкова?

— На первый план я бы вынес желание. Хотя его одного мало, необходимы терпение и труд. Плюс талант, умение держать удары, ждать, добиваться, четко представлять, чего ты хочешь от жизни. Одним нравится сам процесс тренировок, другим просто хочется «убить» время, третьим, более честолюбивым, достичь высоких результатов.

— Вы, ветераны, ушли из сборной, и в ней образовались бреши. Сменившая вас молодежь, судя по всему, не ставит перед собой больших задач и цели у нее размыты?

— Я не был бы столь категоричен. Прежнее поколение — Иван и Игорь Пестеревы, Алексей Морщакин — покрепче стояли на ногах. На мой взгляд, они выглядели посильнее теперешних молодых «сборников», выходя во взрослый спорт. К тому же неплохо держали турнирные удары более старших по возрасту соперников. К сожалению, от них быстро избавились, списали со счетов…

— Укоренилось такое мнение, что во многом виноват неправильный отбор в биатлонные секции и группы. Нынешняя молодежь достигла своего потолка и не может прыгнуть выше головы…

— Согласен, селекция никудышная, причем не только на ранней стадии. В сборные команды порой попадают люди, которые не должны там быть. Это начинается в юношеском, юниорском возрасте. На чемпионаты мира или Европы едут те биатлонисты, которые не заслужили подобной чести. Как ни странно, у нас находят много мелких зацепок, чтобы не послать одного человека и беззастенчиво заменить его другим. «Вот вы не успели сделать визы, не сумели его вовремя включить в список», — говорят по поводу невключения в выездной состав…

Все объясняется просто: даже стоя у руля юниорских или национальных сборных, эти люди пытаются везти подопечных, у которых они числятся личными тренерами. Это было прежде и остается сейчас, и подобное явление надо резко пресекать. А те, кто вроде безоговорочно, и всем это понятно, должны быть в составе, элементарно туда не попадают.

— Как поступают такие биатлонисты — просто-напросто уходят из спорта?

— Знаете, теряется вера в справедливость, в праведность цели, и, естественно, многие бросают тренировки. У них нет будущего, стимула для совершенствования, а значит, нет смысла нагружать себя дальше. В белорусском биатлоне потеряно столько спортсменов, что из них можно было бы создать две полноценные национальные команды. А у нас таких кандидатов в команду можно пересчитать по пальцам.

— В подтверждение слов, сказанных ранее, можно вспомнить недавний состав белорусского десанта, выброшенный на первые этапы Кубка Европы. Весьма разношерстными выглядели наши ряды, в которых вместе с неплохо «подкованными» спортсменами бежали откровенные слабаки.

— Да, состав приехал такой, что не хватило стартовых номеров, поскольку квота для одной команды составляла десять человек. Слишком много желающих захотело увидеть Европу. У меня же создалось впечатление, что мало кто из тренеров, вывозивших своих воспитанников за границу, интересовался, какими они прибегут на финиш. Девяностый так девяностый, семидесятый так семидесятый. А ведь здесь юноше или девушке, откровенно провалившим гонку, можно нанести психологический удар, от которого они смогут и не оправиться. К тому же не забывайте, что они защищают честь белорусского биатлона.

— Вернемся к молодежной команде, в которой вы вместе с Еленой Зубриловой и Владимиром Драчевым работаете. Интерес к ней вполне уместный: что представляет собой смена, есть ли у ребят перспективное будущее?

— Я уверен, наша земля не оскудеет талантами, в том числе и биатлонными. Назову хотя бы троих, которые могут влиться в состав национальной команды и там со временем не затеряться. Это Игорь Матлахов, ставший бронзовым призером болгарского чемпионата Европы, Евгений Абраменко, выигравший «золото» мирового первенства в классической гонке, и Игорь Табола, стабильно державшийся в первой десятке того же турнира в Банско. Хотя следует сказать о парадоксе, который присущ нашему виду спорта. У нас постоянно появляются сильные и вполне перспективные юноши и юниоры, а потом, приблизившись к сборной, они вдруг оказываются слабыми.

— Почему подобное происходит?

— Одна из причин — форсаж подготовки, желание получить скороспелых победителей. Второе — бывшие наставники их бросают на полпути, не доводят до полного взросления. На ранних стадиях юниоров поддерживают центры, УОРы, но как только они выходят из стен этих спортивных заведений, их отпускают плыть по воле волн. На переходном мостике молодежи как никогда требуется поддержка, а ее нет.

— Возможно, теперь руку помощи протянет республиканский клуб биатлона, у которого богатые спонсоры?

— Когда его нынешний председатель Сергей Булыгин и руководители других клубов начали помогать детям, не знаю, три или пять лет назад это случилось, и новички стали показывать зубы, говорить свое «я» в биатлоне. Может быть, эта поддержка оказана не вовремя, но она тем не менее приносит плоды. Ведь лучше поздно, чем никогда!

— Почему никак не может раскрыться Сергей Дашкевич, да и Людмила Ананько лишь на недавнем чемпионате Европы завоевала свою первую взрослую награду?

— Да, оба увешаны медалями юниорского чемпионата, и не одного. Люда, думаю, уже стала спортсменкой определенного уровня, лучше всего проявляя себя в эстафетах. В личных гонках дела идут хуже. Может быть, ей не дано показывать пьедестальные результаты, но попадать в тридцатку на этапах Кубка и чемпионатов мира она просто обязана и уже делает это.

Дашкевич же рос акселератом, среди других сверстников выглядел предпочтительнее. Он хорошо стрелял, и в длинных гонках, называемых индивидуальными, где все решает точность, выиграл медали юниорского первенства. На чемпионате мира он смотрелся не так уж плохо: на «двадцатке» дважды промахнувшись, правда, занял 55-е место. Парень не такой уже и молодой, но в скорости не добавил и вообще, думаю, остановился в развитии.

— Не кажется ли вам, что молодым и вроде даровитым не хватает соревновательной практики? Ведь те же немцы, да и россияне, у которых талантов хоть пруд пруди, весь сезон «крутятся» по кубковым европейским этапам. Наша Дарья Домрачева, прошедшая обкатку в прошлом году и лишь несколько очков уступившая победительнице общего зачета, — ныне один из лидеров взрослой команды. Ваши же с Зубриловой и Драчевым подопечные показались лишь на нескольких кубковых турах, затем на двух чемпионатах, кое-кто на Универсиаде, и на этом сезон завершили.

— Да, наши выступили на двух европейских этапах, а за счет Универсиады съездили как бы на третий. И то не все и без тренировок на снегу. Осенью покатавшись на роллерах, сразу вышли на кубковые соревнования. Проведя несколько стартов, завершили сезон. Более того, продолжение активного года изначально не планировалось.

При этом показали приличные результаты, обыгрывая некоторых членов национальной команды.

— Возможно, нехватка турнирных баталий сказалась и на тех молодых, кто пришел вам на смену в национальной сборной? Ведь тот же один из лидеров россиян Дмитрий Ярошенко провел не один сезон на трассах Кубков Европы.

— Биатлон ныне становится высокоскоростным, скоростно-силовым видом спорта, повсеместно идет сокращение длины дистанций. Думаю, классическая гонка останется в «пачке» биатлона, но все больше упор делается на короткие отрезки, все чаще вводятся новые виды программы — смешанные эстафеты, суперспринты. Чтобы не отстать, быть в курсе последних событий, нужно идти в ногу с современными веяниями. Поэтому нельзя замыкаться на нескольких турнирах, а потом отсиживаться дома. Ведь так можно упустить не только время, но и последние новации. Догонять же всегда сложнее…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.