
Прилетев 21 мая в Минск, иранский президент Махмуд Ахмадинежад сразу дал "установку на добро", назвав Александра Лукашенко "одним из лучших своих друзей". Белорусский лидер в долгу не остался, заявив, что Иран способен стать "одним из влиятельнейших центров мирового сообщества". Эти признания задали тон всем последующим выступлениям, апофеозом которых стало совместно данное слово выступать против формирования однополярного миропорядка и обещание Ахмадинежада допустить Беларусь к нефтяным и газовым месторождениям Ирана.
Последнюю новость обсуждали, прежде всего, российские СМИ (после белорусских, разумеется), остальные активного интереса к белорусско-иранскому единению не проявили.
Как отмечает Polit.ru, для Минска самое важное (то, ради чего и говорились все комплименты) произошло в первый день визита: "Белоруссия получила возможность стать нефтедобывающей страной. Вдобавок Ахмадинежад предложил поучаствовать еще и в разработке газового месторождения".
"Вы сказали о том, что в ближайшее время мы сможем добывать в Иране нефть, сможем ее там перерабатывать или продавать эту сырую нефть в любом регионе мира. То же самое вы сказали и о добыче и переработке природного газа. Я еще раз хочу поблагодарить вас от имени белорусского народа за эту исключительную поддержку нашей страны", — передает издание радость белорусского лидера.
Сегодня А.Лукашенко еще раз поблагодарил своего иранского коллегу за понимание проблем Беларуси, прежде всего, в энергетике: "Для нас является проблемой величайшая зависимость от одного государства в поставках энергоресурсов. Мы об этом говорим честно и попросили иранскую сторону помочь решить эту проблему". Как заметил президент, у Ирана также существуют определенные проблемы и множество "чувствительных вопросов". "Все, что мы сможем сделать в интересах Ирана, мы это сделаем, после понимания, которое Иран проявил к нам, нашим проблемам", — заверил Лукашенко.
Впрочем, пишет Polit.ru, проектов Минску в Иране будет недостаточно, чтобы продемонстрировать независимость от российских энергоресурсов.
Кроме того, подчеркивается, что в белорусском нефтедобывающем проекте присутствуют и российские интересы: по данным "Коммерсанта", финансировать разработку нефтяного месторождения в Иране будет СП "Вьетсовпетро", 50% которого принадлежит российскому ОАО "Зарубежнефть".
А это значит, что прежде чем говорить о реализации коммерческого предложения Ирана и давать политические обещания, сперва нужно договориться с Россией.
"В свою очередь, Иран проявляет интерес к Белоруссии, рассчитывая на сотрудничество в области высокотехнологичной военной техники, а также в создании автоматизированной системы управления ПВО, — отмечает Polit.ru. — Эксперты в Белоруссии не исключают, что Иран получит часть выведенных в Белоруссии в 2006 году в резерв зенитных ракетных комплексов С-125 после их модернизации".
ИА Regnum обращает внимание на белорусские проблемы с поставками энергоносителей из России. На этом фоне, убеждено агентство, "Белоруссия активно ищет энергетическую альтернативу. Предполагается, что белорусы в ближайшее время смогут не только добывать нефть в Иране, перерабатывать на месте или забирать сырье, но и продавать ее". Рынком сбыта, по мнению Regnum, скорее всего, станут близлежащие к Ирану регионы, где традиционно реализуется ближневосточная нефть.