» » Список стран, готовых признать Косово постепенно растет

Список стран, готовых признать Косово постепенно растет

Категория: Политика
Справка:
Список стран, готовых признать Косово постепенно растетСписок стран, готовых признать Косово постепенно растет. Но многие колеблются, в том числе арабские и мусульманские страны, несмотря на то, что Вашингтон подталкивает их проявить солидарность с косовскими мусульманами. В чем причина?

В ходе пресс-брифинга, последовавшего за объявлением Косово независимости, заместитель госсекретаря США по политическим делам Николас Бернс приветствовал признание этого шага Организацией Исламская конференция (ОИК) и, следовательно, правительствами государств, входящих в эту структуру. «Мы думаем, что это очень позитивный шаг, что мусульманское государство, государство с мусульманским большинством было создано сегодня».

Прав или неправ Берн - решать это европейцам, и без того западные СМИ, включая американские, полны опасениями в связи с возникновением мусульманского анклава посреди пока еще в основном христианской Европы. Вопрос о европейской самоидентификации - один из самых болезненных. Он постоянно возникает, то в связи с обсуждением европейской конституции и перспективами вступления в Евросоюз Турции, то в ходе решения проблем мигрантов или во время погромов после публикации европейскими СМИ карикатур на пророка Мухаммеда. Но повторим, эта дискуссия - дело европейцев. Также как и очередные попытки Вашингтона играть на исламском факторе.

На данный момент самый актуальный вопрос - станет ли Косово прецедентом для других территорий. И именно здесь кроется причина нерешительности многих, в том числе мусульманских стран, в признании независимости Косово, по крайней мере, в первых рядах. Простой фактор исламской солидарности, на которую рассчитывали США - пока не срабатывает.

Среди признавших независимость Косово в первые дни членов ОИК - Турция, Афганистан и Сенегал. Три государства из почти шестидесяти членов этой организации. Остальные выжидают, прежде всего, из-за потенциальной угрозы внутреннего раскола и/или возможной дестабилизации ситуации у соседей. Назовем только несколько потенциально опасных зон: Иран - с курдскими и азербайджанскими анклавами, Марокко с проблемой Западной Сахары, а также с периодически возникающими волнениями среди берберского населения. Та же проблема с берберами в Алжире. Значительные шиитские общины на территории монархий Персидского Залива. На Бахрейне шиитское население составляет около 75%, в Саудовской Аравии около 15%, в Катаре - 11%, в Объединенных Арабских Эмиратах - 17%. И отношения между этими общинами и центральной властью отнюдь не простые. Потенциально взрывоопасна и ситуация в Сирии. При всей видимости стабильности - стоит центральной власти дать слабину - и межобщинные конфликты выйдут наружу. Хотя, безусловно, этой стране далеко до того, что происходит в Ливане и Ираке.

Впрочем, пока никто в упомянутых взрывоопасных зонах не решился громко заявить о том, что собирается последовать косовскому примеру. И дело не в том, что с юридической и политических точек зрения все эти ситуации с Косово сравнивать не совсем верно. Опасность косовской независимости прежде всего в том, что решение об этом было принято без резолюции СБ ООН, лишь благодаря поддержке США и ряда европейских стран. Т.е. возобладала политическая конъюнктура, а не международное право. Следовательно, те, кто захотят последовать примеру косовских албанцев, могут сыграть в ту же игру. Все зависит от того, что выгодно Вашингтону. И именно это пытаются понять те, кто потенциально может пойти по косовскому пути и те, кто опасаются подобного развития в своих странах.

Неслучайно в первые дни после объявления независимости Косово к желающим последовать этому примеру не присоединились курды. Хотя, прежде всего, именно о курдской проблеме в связи с Косово упоминают многие аналитики и СМИ, в том числе американские и турецкие. Они ставят вопрос о том, как, сказав Косово «да», продолжать говорить «нет» курдам.

Курдская ситуация - одна из самых напоминающих косовский случай. Однако политический расклад сил не в пользу курдов. Основная их территория проживания находится в четырех странах - Турции, Ираке, Иране и Сирии. И как бы не хотелось Вашингтону задеть Дамаск и Тегеран, он не будет подрывать интересы Анкары - своего давнего партнера и союзника. Более того, американцы не мешают военным операциям Турции против «курдских сепаратистов». Что касается иракских курдов, то им самим необходима поддержка США, которая гарантирует безопасность, а также немалые политические и экономические дивиденды. Именно поэтому курды не рвутся в первых рядах следовать примеру косовских албанцев, а Анкара смело заявляет о признании независимости Косово.

В отличие от курдов не промолчали палестинцы. Так накануне один из советников главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса Ясир Абд Раббо заявил, что палестинцы могут последовать примеру Косово и в одностороннем порядке объявить об образовании своего государства, если диалог с Израилем не принесет ожидаемых результатов. Правда, это тут же было опровергнуто другими высокопоставленными палестинскими политиками, в том числе и Аббасом, который выступает за продолжение переговоров. И опять же дело здесь не в том, похожа ли косовская ситуация на палестинскую, или нет, как бы не стремился Вашингтон свести все именно к этому, утверждая, что объявление независимости Косово - случай уникальный. Все гораздо проще - на данный момент США всячески поддерживают, более того подталкивают, продолжение палестино-израильских переговоров и настаивают на скорейшем провозглашении независимости Палестины. Если расклад будет другой, то, несомненно, палестинцы вспомнят о косовском примере. И их поддержат другие в арабском и исламском мире.

Пока же большинство правительств продолжает просчитывать, что им обойдется дороже - признание независимости Косово, или сохранение нейтралитета.

Список стран, готовых признать Косово постепенно растет
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.