Власти Беларуси хотят приручить интернет-изданияКатегория: Общество
Справка:
По сообщению пресс-службы Палаты представителей, «законопроектом предлагается упорядочить процедуру учреждения и регистрации средств массовой информации; устранить пробелы в правовом регулировании ряда общественных отношений в сфере массовой информации в части определения порядка финансирования СМИ, категорий информации, распространение которой в СМИ запрещено или ограничено, случаев незаконного ограничения свободы массовой информации; усилить ответственность учредителя (учредителей) СМИ; определить эффективный механизм применения мер ответственности к субъектам правоотношений в сфере массовой информации и ключевые для данной правовой сферы понятия». 16 июня в постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Палаты представителей пройдет обсуждение проекта Закона о средствах массовой информации, а уже на следующий день этот документ будет рассматриваться в Овальном зале в первом чтении.
Разработке этого законопроекта, ведущейся с 2003 года, сопутствовал фактически полный информационный вакуум. Белорусской ассоциации журналистов несколько лет назад по неофициальным каналам удалось ознакомиться с текстом законопроекта. Выводы, сделанные экспертами, говорили о намерении государства существенно ужесточить контроль за деятельностью СМИ, в том числе интернет-изданий. Напомним, что 10 июня законопроект поступил в нижнюю палату парламента и в тот же день был включен в повестку дня. Поспешность, с которой этому «долгоиграющему» документу дали ход, вынуждает предполагать, что власти приняли решение легализовать новый закон о СМИ еще до парламентских выборов, которые пройдут осенью этого года. Лишь вечером 11 июня журналистская общественность, в том числе и информационная компания БелаПАН, получила копию законопроекта, предусматривающего изменение условий регистрации и деятельности СМИ, аккредитации журналистов, ответственности за распространение информации и оговаривающего порядок регистрации интернет-ресурсов. Законопроект дает определение СМИ как «формы периодического распространения массовой информации с использованием печати, телерадиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет». Таким образом, можно предположить, что действующие в интернете СМИ будут подлежать регистрации в установленном для иных СМИ порядке за исключением, судя по всему, интернет-версий печатных изданий, радио- и телеканалов. Что любопытно, порядок регистрации и распространения интернет-изданий будет определяться не законом о СМИ, а постановлением Совета министров, которому будут делегированы эти права. То есть, кроме закона о СМИ вскоре может быть принят еще и подзаконный акт специально для изданий, работающих исключительно в интернете. Новый законопроект также изменяет перечень лиц и организаций, которые не могут выступать в качестве учредителя СМИ. Он дополнен лицами, отбывающими наказание по приговору суда или признанными решением суда недееспособными, а также «лишенными в установленном порядке права заниматься деятельностью, связанной с производством и выпуском СМИ». Иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Беларуси, предоставляется право учреждать СМИ совместно с белорусскими гражданами и организациями. Срок поражения в праве учреждать СМИ в отношении лиц, ранее выступавших в качестве учредителя средства массовой информации, выпуск которого был прекращен, увеличен с двух до трех лет. Перечень требований к информации, предоставляемой при регистрации СМИ, дополняется информацией о юридическом лице, на которое возлагаются функции редакции СМИ, его адресе, а также о предполагаемом тираже печатного СМИ. Срок, в течение которого за учредителем печатного СМИ сохраняется право приступить к его выпуску, сокращается с одного года до шести месяцев со дня включения этого СМИ в Государственный реестр. Предусмотрены новые основания для отказа в регистрации СМИ — в случае, если функции редакции возлагаются на юридическое лицо, в уставном фонде которого доля иностранных инвестиций составляет 30 и более процентов либо соответствующую долю учредителей которого составляют иностранные юридические лица, иностранные граждане и (или) лица без гражданства, постоянно не проживающие в Беларуси. С шести месяцев до года увеличен период, в течение которого СМИ обязано сохранять оригиналы распространенных им материалов. Выходные данные печатных СМИ должны содержать, помимо предусмотренной на сегодняшний день информации, также штриховой идентификационный код и указание республиканского органа, зарегистрировавшего данное СМИ. Из числа новых положений закона следует отметить: - предоставление президенту Беларуси права без предварительного согласования с государственными телевизионными и радиовещательными СМИ обращаться к народу по важным вопросам общественно-политической жизни; - положение, согласно которому в СМИ «не допускается искажение общепринятых норм языка, за исключением случаев использования диалектных форм языка и цитат из выступлений, литературных произведений и архивных документов»; - запрет на осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных СМИ на территории Беларуси без аккредитации; - требование сопровождать информационные сообщения и материалы, распространяемые информагентством, ссылкой на данное информагентство. - положение об ответственности СМИ, наступающей в случае «распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам». Закон также изменяет реальные условия аккредитации журналистов при различных органах власти и организациях. Так, в действующем законе о СМИ записано: «Редакции средств массовой информации имеют право на аккредитацию своих корреспондентов при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений». В новом законопроекте акцент существенно смещен: «Государственные органы, политические партии, другие общественные объединения, иные юридические лица могут осуществлять аккредитацию журналистов средств массовой информации для освещения заседаний, совещаний и других мероприятий, организуемых этими юридическими лицами». В новом проекте также отсутствуют следующие положения: «Органы, организации, учреждения, при которых аккредитован корреспондент, обязаны сообщать ему о предстоящих заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для осуществления записи»; «Аккредитованный корреспондент имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, которые проводятся аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда ими проводятся закрытые мероприятия». Эксперты Белорусской ассоциации журналистов, которые несколько лет назад разработали альтернативный законопроект о СМИ, прошедший международную экспертизу, уже предложили профильной депутатской комиссии принять участие в обсуждении законопроекта. Но будут ли они приглашены на заседании комиссии, пока неизвестно. |
Автор: Djoy
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.