Новейшая белорусская историяКатегория: Общество
Справка:
![]() Свидетельством тому стала общественная полемика вокруг строительства храма, посвященному Александру Васильевичу Суворову, в городке Кобрин Брестской области, где находилось имение полководца. В ходе дискуссии по поводу строительства храма стало ясно, что значительная часть белорусского социума не может ответить на вопрос, кем был Суворов для Белоруссии – палачом или героем. Споры вокруг личности российского полководца показали, что нет однозначных ответов и на более широкие вопросы, например, благом или злом обернулось для белорусов включение их земель в состав Российской империи в конце XVIII в. Ситуация вокруг строительства «суворовского храма» попала в поле зрения СМИ после резкого заявления ряда организаций оппозиционного толка — таких, как «Объединение белорусов мира Бацькаўшчына», общественное объединение «Союз белорусских писателей» и «Общество белорусского языка имени Франтишка Скорины». Они заявили, что «именно под руководством Суворова чрезвычайно жестоко подавлялись народные восстания конца XVIII в., в том числе и восстание Тадеуша Костюшко, которым сегодня гордится Беларусь». По инициативе этих же организаций было отправлено открытое письмо главе Белорусской православной церкви (БПЦ) митрополиту Филарету, в котором говорится, что под руководством Суворова осуществлялись преступления против белорусского народа: «карательные операции, во время которых гибла национальная элита и уничтожалось мирное население Беларуси». В вину Суворову ставится и то, что это благодаря его победам в 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой, и белоруссы «на долгие 123 года потеряли суверенитет и независимость своей отчизны». Суворов называется символом «братоубийственной славянской войны», в которой «русские убивали поляков, украинцев, литовцев и белорусов». Следует отметить, что в ситуации разгорающегося вокруг “суворовского харама” конфликта БПЦ заняла компромиссную позицию. В распространенном недавно заявлении говорится, что храм посвящен 60-летию освобождения Беларуси от фашистских захватчиков, а про инициативу патриарха им ничего не известно. История с «суворовским храмом» получила резонанс и за пределами Белоруссии. Польские журналисты не смогли пройти мимо этой темы, поскольку она дает возможность еще раз упомянуть кровавую резню, якобы учиненную по приказу Суворова во время взятия Праги, пригорода Варшавы при подавлении восстания Костюшки в 1794 г. С симпатией в одной из центральных польских газет рассказывается про историка Онищенко, которого уволили из Института истории якобы за попытки доказать в своих работах, что Суворов – палач белорусского народа, а Костюшко – его национальный герой. Однако позиция польских масс-медиа и оппозиционно настроенной белорусской интеллигенции понятна (хотя последних все же в меньшей степени). Чего нельзя сказать о позиции некоторых официальных лиц, а также создателей программ для национального телевидения и БПЦ, которые представляют Суворова скорее отрицательной фигурой для белорусской истории. Видимо, это проистекает из более широкой установки: желания представить Речь Посполитую (РП) и Великое княжество Литовское (ВКЛ), объединившиеся в позднем Средневековье, в качестве государств белорусов. Однако в ВКЛ, помимо предков нынешних белорусов, проживали предки русских, украинцев, литовцев и иных народностей. Вообще, очень сложно судить об этническом характере этого государства: современные восточнославянские этносы стали активно оформляться только в XIX в., когда Великого княжества уже давно не существовало. |
Автор: Djoy
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.