В ночь с 6 на 7 июля отмечается Ночь Яна (Ивана) КупалыКатегория: Культура
Справка:
![]() Главным культом Купалья является костер, разложенный на опушке леса, поляне, речном берегу или лугу. При разжигании костра проводился обряд добывания «живого огня» - парни и девушки терли осиновые палки. «Сегодня у нас Купала, сам Бог огонь разложил», - считала молодежь. Для разжигания костра у белорусов служили также дрова из дуба - символического древа Громовержца, что видно из купальских песен: «Пожаром дубье горело»... На огне готовили обрядовый ужин: кулагу, вареники, мачанку, и на месте же угощались все желающие. Также зажигали и просмоленные колеса, которые символизировали солнечный круг. Праздник в древности до прихода христианства и называли праздником Солнца, так как ночь на 7 июля (на 22 июня) - самая короткая летняя ночь. День летнего солнцестояния - "макушка лета" - отмечался всеми народами в пору язычества. В этот день, двигаясь по эклиптике, Солнце достигает наибольшего склонения (+23,50), и наступает астрономическое лето в северном полушарии Земли. Существует множество версий по поводу происхождения слова "Купала". Но самая верная - от слова "купать", ибо именно купанием в воде крестил Иоанн Креститель. Где-то с тринадцатого века ему и стал посвящаться языческий праздник Солнца в уже христианскую эпоху. Российские источники пишут, что Иван (Янка) Купала отмечался в России издревле. Но в Московском государстве Купальскую ночь начали встречать лишь с середины семнадцатого века. Этот чисто белорусский праздник, как и Радуницу, завезли в Россию белорусы - известно, что во время развязанной Алексеем Михайловичем Романовым войны против Речи Посполитой в 1654 году, около 100 000 пленных литвинов (белорусов) было вывезено в Московию, чтобы компенсировать многочисленные жертвы от чумы. Там, в Московии, Янка Купала стал Иваном и несколько слился с местным угро-финским фольклором: появился скифский бог Семаргл и финская богиня Кострома. Якобы огненный бог Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи - Купальницу. Через девять месяцев, точь-в-точь к празднику Купалы, у Семаргла и Купальницы родились дети, которых назвали Купала и Кострома. Через много лет Купала нашел Кострому, которая, естественно не узнала брата, а обычай повелел им пожениться. После свадьбы жених и невеста узнали, что они - брат и сестра, не смогли этого пережить и утопились в реке. Так Кострома стала русалкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Иван-да-марья, который и выполняет важную функцию в купальских обрядах. Несмотря на усиленные попытки церкви запретить подобные торжества, праздник оставался любимым и распространялся на восток Европы. Тогда священники приурочили его к восхвалению Иоанна Крестителя. Так и произошло переименование праздника Солнца в Ивана (Янку) Купала. Белорусский поэт Иван Луцевич, родившийся в ночь на 7 июля, взял себе псевдоним Янка Купала, имя, под которым он вошел в мировую историю литературы. В Беларуси Купальскую ночь отмечают почти по всем деревням и городским поселкам, на окраинах больших городов. Наши предки верили, что в зачарованную Купальскую ночь вся растительность получает сверхъестественную силу, а ночные, никогда не цветущие травы, зацветают огненным цветом. |
Автор: Djoy
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.