» » Европа не хочет признавать в Гайдукевиче оппозиционера

Европа не хочет признавать в Гайдукевиче оппозиционера

Категория: В мире
Справка:
Европа не хочет признавать в Гайдукевиче оппозиционераЕще пару дней назад Сергей Гайдукевич в интервью БелаПАН говорил о том, что его статус спецпредставителя МИД Беларуси по взаимодействию с европейскими парламентскими структурами может претерпеть определенные изменения. Изменения же оказались радикальными. 12 сентября Гайдукевич, в статусе спецпредставителя собиравшийся в командировку в Японию, от должности был освобожден, а сама должность упразднена.

Сам Сергей Гайдукевич такой ход Министерства иностранных дел объяснил тем, что он на этой должности сделал все, что «от него требовалось» — «я выполнил свою задачу на отлично, за что получил благодарность», отметил политик в интервью БелаПАН, а сама должность «потеряла актуальность».

«Данное решение не имеет отношения к линии Республики Беларусь на выстраивание конструктивных отношений с европейскими организациями, в первую очередь с ЕС и его парламентскими структурами, — сказала заместитель начальника управления информации — начальник отдела пресс-службы Министерства иностранных дел Мария Ваньшина. — Отставка произошла по мотивам, не связанным с внешней политикой Беларуси».

Можно ли в таком случае предположить, что дело в фигуре самого Гайдукевича? Мол, не справился с возложенной на него миссией. Но тогда не упраздняли бы саму должность, а лишь заменили бы исполнителей.

Как считает эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич, в упразднении должности спецпредставителя не стоит усматривать личностный фактор.

На должность спецпредставителя МИД Сергей Гайдукевич был назначен 14 декабря 2006 года. Тогда в политологических кругах это назначение восприняли с удивлением и скепсисом. «Проблемы взаимоотношений с Евросоюзом невозможно решить с помощью одного лица. Даже смена главы МИД ничего не изменит, — говорит Валерий Карбалевич. — Тем более что при европейских структурах и так есть официальные представители Беларуси. Но еще большее удивление тогда вызвало назначение на эту должность Гайдукевича».

«Чего в действительности хотел добиться официальный Минск, вводя такую должность, можно только догадываться», — говорит Валерий Карбалевич. Если это был некий нетривиальный ход со стороны властей, то он был настолько нетривиален, что его никто не понял. Возможно, предполагает эксперт, власти хотели, чтобы Европа увидела в лице Гайдукевича некий противовес, своеобразную оппозиционность официальному Минску, но очевидно, что задумка не удалась — результата нет. «Его и не могло быть, и никакого влияния деятельность Гайдукевича на этой должности на взаимоотношения Беларуси и Европы не оказала. Гайдукевич известен хорошими способностями к саморекламе, но вряд ли он кого-либо в чем-либо сумел убедить», — считает Валерий Карбалевич.

«Сегодня главное — не кто едет в Европу, а с чем. Если даже замминистра Воронецкий приехал в Брюссель с фактически пустыми руками, то с чем туда мог ездить Гайдукевич?» — задается вопросом политолог.

Хотя конструктивного диалога с европейскими политиками у Сергея Гайдукевича и не получилось, но зато монологи спецпредставителя отличались хорошим знанием конъюнктуры и выдавали в их авторе человека с завидной политической интуицией.

Например, после встречи с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом Сергей Гайдукевич с проевропейской позиции характеризовал движение Беларуси к построению демократического общества. «Демократия — это длинная дистанция, и мы находимся в начале этой дистанции, — говорил тогда спецпредставитель МИД. — Беларусь не хочет выдумывать никаких новых демократических принципов. Есть принципы, которые разделяет большинство стран. У нас нет даже мысли спорить с ними и построить какое-то свое демократическое государство. Вопрос стоит в том, каким образом двигаться вперед. Диалог — это когда движешься, а не стоишь на месте».

В Минске же Гайдукевич вовсю критиковал Европу за игнорирование представителей официального Минска и ее привычку вести диалог с, как выразился Гайдукевич, «политическими диссидентами» и «маргинальной оппозицией».

«С самого начала это проект был обречен на неудачу и ясно показал, что у представителей власти, ответственных за европейское направление, нет внятных идей по развитию отношений с Европой», — считает Валерий Карбалевич.

В должности спецпредставителя Сергей Гайдукевич был убежденным сторонником пошаговой стратегии и последовательного диалога во взаимоотношениях Беларуси и Европы. Но следующий шаг в сторону Европы, очевидно, будет делать уже кто-то другой.

Сам же Гайдукевич теперь, судя по всему, вплотную займется борьбой за освободившееся после самоотвода Владимира Коноплева место спикера нижней палаты парламента.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.