» » Отношение к кризису, Казахстан и Беларусь

Отношение к кризису, Казахстан и Беларусь

Категория: Экономика
Справка:
Казахста́н — государство, находящееся в Центральной Азии.

Граничит на севере и западе с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Киргизией, Узбекистаном и Туркменией. Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского морей.

Казахстанской оппозиции удалось объединиться и избрать лидера. 20 марта 2005 в Алма-Ате прошло всеказахстанское собрание демократической общественности «За справедливый Казахстан». Около 700 представителей всех основных оппозиционных партий и неправительственных организаций избрали своим руководителем и единым кандидатом от оппозиции на предстоящих президентских выборах Жармахана Туякбая, бывшего спикера парламента страны, опытного функционера
Отношение к кризису, Казахстан и БеларусьКак преодолеть кризис? Ответ на этот вопрос ищут все правительства мира. Примером для стран СНГ является пакет антикризисных мер, который был представлен еще президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В силу высокой интегрированности в мировую экономику эта страна оказалась на передовой финансово-экономического кризиса и раньше других начала бороться с его последствиями. Эксперты «Завтра твоей страны» проанализировали, что противопоставляют кризису правительства Казахстана и Беларуси. Вывод: наши чиновники по многим позициям проигрывают.

В Казахстане первые средства на поддержку экономики были выделены из бюджета еще осенью 2007 года. Часть из них ушла через банки на обеспечение жильем застройщиков, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство. Часть — на финансирование проектов малого и среднего бизнеса. Отдельно средства инвестировались в агропромышленные проекты, чтобы обеспечить продовольственной безопасности страны. Одновременно оперативно решалась проблема дефицита ликвидности. И в итоге, когда кризис начал набирать обороты в соседних странах, казахстанская банковская система и экономика оказались достаточно хорошо подготовлены к нему.

В закрепление успеха в октябре 2008 года был принят дополнительный комплекс мер по минимизации последствий кризиса — специальная программа, рассчитанная на 2009-2010 годы. Ее разработчики изначально вняли наиболее реальным прогнозам по тому, сколько может продлиться кризис, и расписали пакет мер на два года.

Стабилизация экономики и финансовой системы

Казахстан
Принят план совместных действий правительства, Нацбанка и Агентства финнадзора Республики Казахстана по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. Его предварительная стоимость составляет 10 млрд. долларов, источник – Национальный фонд Республики Казахстан. Основные направления: 4 млрд долларов — в финансовый сектор, 3 млрд – в жилищный сектор, 1 млрд – на поддержку малого и среднего бизнеса, 1 млрд – в АПК, 1 млрд – в промышленность, инновации, инфраструктуру.

Беларусь
Белорусский аналог – это принятый на днях Комплекс дополнительных мер по минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на функционирование реального сектора экономики, который почему-то широко не афишируется. Он рассчитан от силы на 2009 год. Объем расходов по нему неизвестен.

Следует учесть и обсуждаемую сейчас Государственную комплексную программу модернизации экономики Беларуси. Она пока не утверждена, но известно, что разработчики предлагают растянуть ее выполнение до 2015 года (надежда, что белорусское руководство прислушается к аргументам Нацбанка, который настаивают на реализации программы за 2009-2010 годы, крайне мала). Впрочем, никто и в этом случае пока не имеет понятия, сколько денег понадобится на реформы.

Банки

Казахстан
Еще в начале 2008 года были ужесточены, в том числе и меры воздействия в соответствии с Уголовным кодексом, за умышленное доведение банков до неплатежеспособности. Правительство получило право на принудительный выкуп их акций, банки, в свою очередь, право на досрочный выкуп своих облигаций и приобретение акций создаваемого Фонда стрессовых активов. Фонд стрессовых активов – это специальная структура с капиталом 1 млрд долларов, которая должна заняться выкупом сомнительных банковских активов и управлением ими. Цель – улучшение качества портфелей казахстанских банков.

Фонд стал одной из мер по стабилизации финансового сектора. Из других – это увеличение (на 4 млрд долларов) капитализации четырех ключевых системообразующих банков через приобретение их акций и предоставление займов из бюджета. Полученные банками средства должны пойти в свою очередь на кредитование экономики. Еще одна интересная мера в этой области – все государственные деньги должны быть переведены на депозиты в отечественные банки.

Беларусь
Белорусы в плане уголовного преследования недобропорядочных банкиров могут дать фору многим не только в пределах СНГ, так что тут никаких изменений у нас не требуется: контроль со стороны Нацбанка и других органов за банками достаточно серьезен и даже мелочен.

Поддержка системообразующих банков предусмотрена и уже реализуется и у нас. 1 млрд долларов уже получил «Белагпромбанк», на очереди — «Беларусбанк», «Белинвестбанк» и БПС-Банк».

А вот своего Фонда стрессовых активов у нас нет. В принципе под него можно было бы приспособить Государственный целевой фонд национального развития. Но сможет ли он «вытянуть» банковскую систему? Отчисления экспортеров в фонд упали в связи с падением выручки. В этом году в него поступили только 2,5 млрд рублей от продажи двух ОАО и 300 млн. от продажи «БеСТ». А ведь фонд предназначен не только для банков. Стрессовых активов у нас хватает и в других секторах.

Пока у нас предпринимаются только меры по наполнению Государственного целевого фонда национального развития. Одна из них – проект указа президента о продаже акции 53 предприятий. Но для них сначала нужно найти покупателей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.