Рак на горе свистнул? Энергетические реформы в БеларусиКатегория: Экономика
Справка:
![]() В течение ближайших 5 лет власти обещают осуществить полную реструктуризацию энергетической системы Беларуси, как и положено в соответствии со Стратегией развития энергетического потенциала Беларуси на период до 2020 года. Такой документ был утвержден постановлением Совета Министров №1180 от 9 августа. На бумаге реформа выглядит вполне реальной и что самое главное, нестрашной. Однако, законодательство – не детские сказки. По мановению волшебной палочки такие дела не делаются. Мы попытались рассмотреть подводные камни в предложенной системе реформирования. Итак, власти предлагают условно разделить процесс реформирования белорусской энергетики на 3 этапа: В период с 2010по 2011 годы будет создано государственное предприятие «Высоковольтные электрические сети». Ему будут переданы сетевые объекты инженерной инфраструктуры от областных организаций сферы энергоснабжения. Таким образом, предприятие будет заниматься эксплуатацией электросетей, передачей электроэнергии и осуществлять оперативно-диспетчерское управление энергосистемой нас республиканском уровне. В период с 2012 по 2013 годы буде создано государственное предприятие «Белгенерация». В его состав войдут наиболее крупные электростанции. Предприятие также должно будет подготовить их к акционированию. В период с 2014 по 2015 годы реформирование энергосистемы планируется завершить. Об этом будет свидетельствовать создание в стране полноценного оптового рынка электроэнергии. Продавцами на нем станут РУП «Белгенерация», а также частные производители электроэнергии Координатором закупок станет госпредприятие «Оператор рынка» – его тоже пока нет. На базе РУП «Белгенерация» и подобных ей независимых энергоснабжающих организаций будут созданы, акционированы и приватизированы в качестве самостоятельных юрлиц более мелкие распределительные и сбытовые организации. Также к 2013 году отменить льготные тарифы энергоресурсы для некоторых юрлиц и для населения. Причем, перекрестное субсидирование на пищеприготовление будет отменено уже к 2011 году, на отопление - к 2014 году. Убытки от реализации тепловой энергии больше не будут покрываться за счет увеличения тарифов. Спасет только полная отмена перекрестного субсидирования – потребители электроэнергии должны платить за нее исключительно из собственного кармана. Обещают, правда, провести эту процедуру максимально безболезненно, с учетом реальных доходов населения. Неужели власти наконец поняли, что выполнять реформы только на бумаге уже нельзя? Верится с трудом, однако цели энергетическая реформа преследует вполне прозрачные - максимальная экономия энергии на всех стадиях ее производства и потребления. Это и поспособствует повышению эффективности национальной экономики, как сказано в Стратегии развития энергетического потенциала. Все это чудно, но возникает закономерный вопрос: раньше-то куда глядели? Почему на протяжении как минимум последнего десятка лет о реформах в энергетике было запрещено говорить. В 2003 году отправили в ящик программу «Белэнерго» по реструктуризации отечественной энергоотрасли, исключив ее из повестки дня на совещании с участием Лукашенко 31 декабря 2003 года. Именно с тех пор слова «приватизация» и «энергетика» произносить в одном контексте стало вдруг нельзя. Кстати, Беларусь осталась единственной из стран бывшего Союза, где энергетика имеет вертикально интегрированную структуру - производство, передача и распределение. Экономических механизмов, направленных на снижение затрат, такая структура лишена. Ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс». Какому же инвестору захочется связываться с такой непрозрачной и непредсказуемой тарифной политикой. В начале 2008 года первый вице-премьер правительства Владимир Семашко, куратор белорусского ТЭКа публично заявил, что «принципиальное решение по вопросу реформирования энергетики принято, поскольку белорусская энергосистема исчерпала возможности своего развития за счет внутренних резервов. Это надо делать хотя бы потому, что в процессе реализации программы энергетической безопасности мы чувствуем, что не хватает денег. Если придет частник и построит ГЭС, мини-ТЭЦ, он будет продавать государству электроэнергию по определенной формуле. Но он придет туда, где будет все прозрачно. Здесь не будет никакого диктата, будет государственный тариф и сетевая компания, которая будет одинаково относиться к частнику и госпредприятию». После этого еще год шла подготовка концепции реформирования энергетической отрасли. В начале 2009 он попал в Совмин, где до сих пор якобы «проходит доработку». Пошевелиться очередной раз заставили подскочившие цены на российские энергоносители и перспектива лишиться льгот. Результатом и стала вышеописанная программа реформирования из трех шагов. Однако даже уход от перекрестного субсидирования потребует от госпредприятий перестройки всей экономической модели. Вряд ли госсектор способен на это. Да и правовая база к таким преобразованиям пока не готова. А население, которое сейчас оплачивает лишь 30% тарифов ЖКХ? Увеличить цифру в жировках на 2/3 за пару лет – не станет ли это последней каплей в чаше народного терпения? |
Автор: Dear
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.