» » Беларусь вошла в программу ЕС «Восточное партнерство»

Беларусь вошла в программу ЕС «Восточное партнерство»

Категория: В мире
Справка:
Вы еще не знаете Паниковского! Паниковский вас всех продаст и купит, и снова продаст, но уже дороже! (К-ф 'Золотой теленок')
Беларусь вошла в программу ЕС «Восточное партнерство»Беларусь вошла в программу ЕС «Восточное партнерство». Попутно Минск вступил в интересный этап своего нового международного позиционирования: белорусское руководство будет пытаться совместить участие в двух региональных интеграционных проектах различной геополитической направленности.

Примеров подобной внешнеполитической «всеядности» в истории найти сложно. В принципе, это все равно, если бы Румыния или Болгария в годы Первой мировой войны оставались бы одновременно союзниками Германии и Австро–Венгрии с одной стороны и Антанты с другой. Но иного варианта поиска своего места в геополитике Восточной Европы белорусское руководство себе не оставило. Рубикон пройден…

Любопытно то, что Минск продолжает себя подбадривать и настраивать на то, что он сумеет заморочить голову, как Брюсселю, так и Москве. Отсюда и интрига в вопросе участия А. Лукашенко в саммите ЕС «Восточное партнерство». А. Лукашенко не поехал на саммит.

Причиной отсутствия главы белорусского государства в Праге властями была названа повестка саммита. В частности, белорусский МИД заявил, что «поскольку содержание "Восточного партнерства" сугубо прикладное и охватывает социально и экономически значимые направления сотрудничества (торговля, энергетика, транспорт, миграция и т.д.), его курирование отнесено к компетенции правительства. Соответственно, официальная белорусская делегация была сформирована в составе первого заместителя премьер-министра Владимира Семашко и министра иностранных дел Сергея Мартынова». Однако, на самом деле, в рамках саммита в Прагу прибыли четыре президента из шести стран, вошедших в программу «Восточное партнерство» и их вполне устроил «прикладной» характер вопросов. Со своей стороны было бы интересно услышать белорусскую версию повестки заседания, если вопросы энергетики и торговли считаются для А. Лукашенко недостойными его внимания… В итоге, официальная версия Минска не проходит по причине интеллектуальной ограниченности.

Версия, озвученная белорусской оппозицией (А. Лукашенко испугался негативного приема европейским истэблишментом), не выдерживает критики. Европа и не таких политических фараонов встречала и руки жала. После визита А. Лукашенко в Ватикан в Праге ему ничего не угрожало.

Обратимся к нашей предыдущей статье, опубликованной прямо перед началом саммита в Праге: «Отсутствие А. Лукашенко в Праге будет означать одно: Россия объективно остается крупнейшим и самым мощным игроком на белорусском политическом поле». (Диллема. http://www.politoboz.com/node/505). Хроника действий А. Лукашенко до начала саммита и после саммита полностью подтверждает данную версию.

5 мая А. Лукашенко в интервью агентству «Рейтер» совместил угрозы и призывы к Москве («РФ надо занимать более аккуратную позицию в отношении экономики Беларуси. Экономика - это основа всех отношений. Если у нас будут плохие отношения в экономике, не надо рассчитывать, что в политике, в обороне, дипломатии отношения будут лучше» - откровенный шантаж: дайте деньги, тогда получите политического союзника – А.С.) с попытками снять российскую настороженность в отношении участия Беларуси в «Восточном партнерстве: «Если на саммите Восточного партнерства будут встречаться враги России, то нам там делать нечего. Врагов России там не будет… Мы не собираемся участвовать в этой программе, отворачиваясь от России... Для нас очень важно, что мы наконец имеем возможность сбалансировать нашу внешнюю политику. Не надо это связывать с каким-то разворотом, поворотом нашей политики… Если кто-то задумает сделать Восточное партнерство антироссийским, то у него ничего не выйдет», что, с учетом полномочного присутствия на саммите в Праге М. Саакашвили и В.Ющенко, получилось крайне неубедительно. Если только белорусский президент брался за пару часов превратить президентов Грузии и Украины в самых ярых сторонников «дружбы и братства» с Москвой. Во всяком случае, прямо на саммите М. Саакашвили заявил, что :"Инициатива "Восточное партнерство" реально является ответом Европы на августовскую войну и агрессию, и мы становимся институциональной частью Евросоюза» (http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/...rtnertsvo.shtml), но В. Семашко и С. Мартынов не повернули к выходу («Мы не собираемся участвовать в этой программе, отворачиваясь от России» А. Лукашенко).

Обратило внимание то, что 5 мая А. Лукашенко, акцентируя новое позиционирование республики в Европе, попытался говорить за Москву: «И для России, и особенно для Европы очень важно, чтобы Беларусь была такой, чтобы европейцы могли сюда свободно приезжать, и чтобы Беларусь сохранилась для Европы как абсолютно независимое, суверенное европейское государство». В общем-то, можно было бы с Москвой проконсультироваться насчет того, чтобы в Беларусь, которая имеет открытую границу с Россией, «свободно» приезжали бы граждане ЕС. Москве вполне хватает открытой границы с Грузией на Белорусском вокзале, где впору ставить пограничный пост с вывеской «Россия – Грузия».

Встретившись 6 мая в Гомеле с В. Ющенко, с которым А. Лукашенко обсудил участие в Минска в создании Балто-Черноморского транспортного «коридора» - проекте в рамках «Восточного партнерства» (речь идет о создании энергетической коммуникации с каспийскими энергоносителями, огибающей территорию России, что видимо, исходя из логики А.Лукашенко, должно символизировать «отсутствие» в «Восточном партнерстве» антироссийских настроений), белорусский президент в день саммита ЕС встретился с послом РФ в РБ А. Суриковым.

Встреча с послом России в день официального вступления республики в зону евросоюзного политико-экономического влияния, безусловно является правильным ходом, хотя и запоздалым. По предварительным итогам, А.Лукашенко не был убедительным, что и проявилось на следующий день, 8 мая, во время поездки в Солигорск.

В Солигорске белорусский президент сорвался и выплеснул свое раздражение против Москвы, которая упрямо «не понимает» своего европейского «счастья», что ей готов преподнести на евросоюзном подиуме Минск. Буквально, А. Лукашенко заявил следующее: «Какая здесь политика? У кого-то в России что-то чешется, как говорил Черномырдин. Так чешите в другом месте». Зря он так… Это знаковое эмоциональное заявление, свидетельствующее, что белорусский президент исчерпал аргументацию в попытках доказать российскому руководству выгодность участия Беларуси в «Восточном партнерстве» для ускорения российско – белорусской интеграции. Попутно, А. Лукашенко дал понять, что он готов к конфронтации с Россией: с 7 мая он уже не один и в случае политического кризиса с Москвой на его стороне будет весь Евросоюз. Это создает новую политическую реальность в отношениях между Минском и Москвой. Фактически, через семь лет А. Лукашенко ответил В. Путину на его знаменитую фразу о «мухах и котлетах».

Нельзя сказать, что белорусский президент уже приступил к наступлению на Восток, но он уже все сказал своему политическому «тылу» - белорусской номенклатуре: «Нас упрекают (в СМИ РФ), что мы ложимся в дрейф на Запад. Ни в какой дрейф мы не ложимся. Мы просто хотим иметь нормальные партнерские отношения с Западом. Уверен, что мы нормализуем эти отношения, вопреки тем, кто этого не хочет». Это первое четкое публичное подтверждение, что как диалог с ЕС, так и вступление в «Восточное партнерство» происходит вопреки воле партнера по Союзному Государству. До настоящего времени в высшей и средней номенклатуре Беларуси присутствовали странные мнения о том, что Москва вполне благосклонна к уходу Минска под сень евросоюзного политико-экономического проекта.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.